|    Сегодня мы начнем большую тему - "Лекарственные растения
для магов и маглов."
Тема урока: "Травоведение" в истории мира.
   Представьте себе первобытный лес. По нему неслышно крадется первобытный человек.
Вот он подкрадывается к первобытному оленю и вдруг его скручивает нестерпимая боль - такая сильная, что он не выдерживает и вскрикивает...
Олень убегает, а что же делает первобытный человек?
   С древнейших времен человечество знакомо со свойствами целебных растений. Поле и лес были первой аптекой,
в которую древние обращались за помощью. Не сразу они смогли научиться различать спасительные травы от убийственных.
Миллионы лет накапливались эти знания.
   Сведения об использовании человеком целебных свойств растений были обнаружены
в самых древних письменных памятниках человеческой культуры, которые принадлежали государству Шумер,
существовавшему на территории современного Ирака за 3 тыс. лет до нашей эры. Но, несомненно, что растения
использовались в лечебных целях и задолго до появления письменности. Внутренние органы людей, захороненных в
ранние периоды существования человека, истлели, но кости сохраняют свои особенности и следы поражений болезнями в течение тысячелетий.
Опытный маг или современный профессор-маггл найдет в костях следы анкилозов, остеомиелита, рахита, костного туберкулеза и т. д., причем это
только часть болезней, поражавших людей и животных в то время...
   Первобытный человек, утоляя голод и занимаясь первыми попытками создать оружие и предметы труда, отмечал различные
свойства растений: рвотное, слабительное, возбуждающее, снотворное, кровоостанавливающее,
болеутоляющее, ядовитое, противоядовое и др. Он запоминал отдельные целебные растения и использовал их в дальнейшем уже сознательно при том или ином заболевании. Могучий инстинкт жизни, а потом эмпирические
навыки помогли человеку найти нужные целебные травы, так же как и определить съедобность и
доброкачественность природных пищевых продуктов задолго до знания их химического состава.
Человек мог ошибаться в поисках тех или иных средств питания и лечения, но в использовании даров
природы он шел в основном по правильному пути.
   Лечение растениями не является придуманным способом лечения. Успешное применение растений с
лечебной целью - закономерный процесс, непосредственно вытекающий из условий развития человеческого организма.
Поэтому не только первобытный человек, но и заболевшее животное, которых вел инстинкт самосохранения,
находили среди окружающей природы нужное растение, расплачиваясь иногда жизнью за неудачные поиски.
Новые знания о пользе растений он получал и от наблюдения за животными:
длительное время, наблюдая за действием различных растений на животных,
а также за заболевшими животными, замечал, что они поправлялись при поедании некоторых трав.
Так были открыты новые целебные растения, и "аптека" наших предков пополнилась новыми растительными
лечебными средствами.
   С развитием земледелия человек научился использовать для лечения не только дикорастущие,
но и культурные растения, выращиваемые в других почвенных, а иногда и других климатических условиях.
Ко времени развития скотоводства возникло и гончарное дело, появилась глиняная посуда.
Это сделало возможным не только употребление вареной горячей пищи, но и приготовление настоев и
отваров из лекарственных растений, а также облегчило хранение лекарств. Археологи среди черепков
глиняной посуды находят и посуду для растирания и варки лекарственных растений.
   
Первоначально познания в области
лечения травами передавались из поколения в поколение устно. Эти сведения сосредоточивались в определенных
семьях, где эти знания под покровом тайны передавались от отца к сыну или чаще от матери к дочери, поскольку
у многих племен врачевание было уделом женщин. Известное выражение "из уст в уста" восходит к принятому у
многих народов ритуалу передачи магических знаний: когда умирал знахарь, его ближайший ученик должен был
находиться при нем и уловить его последний выдох своими устами. Считалось, что при этом к ученику переходят в
се знания учителя. Почти у всех народов целебные свойства трав считались сверхъестественными. По этой причине
у многих народов врачевание стало привилегией жрецов.
   
Непрекращающиеся археологические исследования обнаруживают все новые данные об использовании растений
для лечения шумерийцами и другими древнейшими народами мира.
   Лекари Шумера из стеблей и корней растений изготавливали порошки и настои. Они считали, что груши и фиги
обладают целебными свойствами, а молодые побеги ивы и сливового дерева, иглы сосны и пихты,
высушенные и растертые, применяли в качестве компонента припарок и компрессов.
К порошкам из высушенных и измельченных растений иногда примешивались порошки животного и минерального происхождения.
В качестве растворителя применялась не только вода, но также вино и пиво. Следовательно, уже не менее 80 веков назад люди
применяли для лечения простейшие лечебные препараты из растений.
   Вавилоняне, пришедшие на смену шумерийцам в XI веке до н. э., а затем ассирийцы широко использовали
растения в лечебных целях.
Они применяли сотни лекарственных растений, в том числе корень солодки, льняное семя, дурман, белену,
молодые почки различных растений. Вавилоняне вывозили их и в другие страны. Ими отмечено, что прямой солнечный свет
пагубно действует на целебные свойства некоторых растений,
поэтому они сушили их только в тени, а некоторые травы (белену, дурман, белладонну) даже собирали ночью. Двери и окна помещений,
где вавилоняне хранили свои растения, обязательно выходили на север.
Часть глиняных табличек, обнаруженных в библиотеке ассирийского царя
Ассурбанипала (VII век до н. э.), содержит описание лекарственных средств с указанием заболеваний,
при которых они применяются, и способа употребления. В столице Ассирии, Ниневии, был сад лекарственных растений.
   У вавилонян и ассирийцев сведения о целебных свойствах растений были заимствованы египтянами.
Источниками сведений о фитотерапии в Египте служат изображения лекарственных растений и иероглифы на
стенах храмов, саркофагах (каменных гробах) и пирамидах. При раскопках захоронений египтян находят о
статки сохранившихся до наших дней растений.
Исследования записей, сделанных на папирусах, изготовлявшихся в Египте из одноименного растения, у
казывают, что египтяне еще за 4000 лет до н. э. составили некоторое подобие фармакологии с
описанием применявшихся тогда лекарственных растений.
   В известном "папирусе Эберса", относящемся примерно к 1570 г до н. э.,
приведены рецепты для лечения различных заболеваний, в состав которых входили в основном растения.
Всего в этом папирусе перечислено несколько сот растений.
   Египтяне применяли также растения, привозимые из других стран, для чего снаряжали специальные экспедиции. И
звестна, например, посылка с этой целью пяти кораблей в 1500 г. до н. э. в страну Пунт (нынешнее Сомали).
   Опыт египтян в лечении растениями внимательно изучали врачи Древней Греции, в медицине которой часто использовались
растения, причем некоторые из них были заимствованы у египтян. Греческая литература того времени содержит больше
всего сведений о лечебном использовании растений.
|
|
   Другой выдающийся труд по лекарственным растениям принадлежит знаменитому врачу своего времени греку
Диоскориду (I век н. э ), состоявшему врачом при римской армии в эпоху императоров Клавдия и Нерона, Диоскорида считают
отцом европейской фармакогнозии.
В своем классическом труде "Materia medica" ("Лекарственные вещества")
он обобщил все, что было известно в его время о лекарственных средствах растительного,
животного и минерального происхождения. Наибольшее внимание он уделял растительным лекарственным средствам,
и в этом сочинении описал свыше 600 видов лекарственных растений, снабдив описания рисунками растений
и указав их применение. Диоскорид использовал опыт египетской, а следовательно, ассирийской,
вавилонской и шумерийской медицины. Книга была переведена на латинский язык и являлась
авторитетным руководством в Европе до XVI века.
   В Древнем Риме медицина развивалась под сильным влиянием греческой. В народной медицине
римлян, судя по описаниям римских писателей и ученых Катона старшего (III - II века до н. э.) и
Плиния старшего (I век н. э.), также широко использовались дикорастущие, а позднее и сельскохозяйственные
растения. Плиний старший в своем сочинении "Естественная история" описал около 1000 видов растений,
главным образом лекарственных.
   В древнеримской медицине выделился как крупнейший врач и естествоиспытатель Клавдий Гален
(130 - 200 гг. н. э.).
   Гален отверг взгляды Гиппократа на растения и указал, что в растительном сырье наряду с полезными
веществами содержатся ненужные, а порою и вредные. Он старался извлечь из растений полезные вещества,
используя их в виде таких лекарственных форм, как настои, отвары, настойки. Его методы широко вошли во
врачебную практику Гален подобно Диоскориду был авторитетом в медицине почти до XIX века.
В современной медицине все препараты, полученные путем экстракции лекарственных веществ, до сих пор носят название галеновых, т.е. все
наши настои, отвары, водные и спиртовые вытяжки.
   Против учения Галена в 15 в выступил знаменитый врач средневековья
Парацельс (1483 - 1541). Парацельс рассматривал жизнь как определенный химический процесс, течение которого зависит от состава
участвующих в нем веществ. Заболевание - такое состояние организма, когда в нем недостает необходимых веществ или
накопились продукты жизнедеятельности. П. считал, что все необходимые для больного организма вещества должны
находиться вокруг него. Если природа (Бог), где-то произвела на свет болезнь, то она там же заготовила средство,
исцеляющее от этой болезни. По этой причине он был против
применения иноземных лекарственных растений. В выборе лекарственных
растений он придерживался учения о сигнатурах, согласно которому форма растения, его окраска, вкус и запах могут
служить указанием на заболевание, при котором его следует принимать. Желтуху (заболевания печени) лечат растения
с желтыми цветами; Растения имеющие форму завитка (полынь, вероника)- средство от головных болей; Опушенные тонкими в
олосками (крапива) - средство укрепляющее волосы; Цветы по цвету или форме напоминающие глаз (василек) - лекарство
от глазных болезней; Ландыш - форма капель - средство от сердцебиения. Все эти учения в той или иной степени дошли
до нашего времени.
   История китайской медицины, судя по документальным данным, имеет 4000-летнюю давность,
но фактически она возникла значительно раньше.
   Возникновение медицинской науки в Китае относят к 3216 г. до н. э., когда легендарный император
Шень-Нун закончил свою работу по медицине. Основные лекарственные вещества в этом труде были
растительного происхождения и он был назван "Бэн-Цао", что означает в переводе на русский язык травник.
(Все последующие книги о лекарственных растениях в Китае назывались травниками.)
В то время в Китае не было письменности и по преданию (книга не сохранилась до наших дней) император излагал сведения
о своем труде при помощи прямых и ломаных линий в определенном сочетании.
   Первая китайская книга о лекарственных растениях, в которой приведены описания 900 видов растений, датирована 2500 г. до н. э.
В 695 г. китайский ученый Ли-Ди вместе с другими специалистами переработал ранее
вышедшие книги о лекарственных растениях и написал труд "Синь-Сю-Бэн-Цао".
В нем описано 844 вида растительных лекарств. Этот труд фактически является первой в мире
государственной фармакопеей, составленной коллективом специалистов.
   Известный фармаколог, живший в XVI веке, Ли Шичжень после 27 лет работы обобщил в своем монументальном труде
"Бэн-цао-ган-му" ("Основы фармакологии") опыт, накопленный китайскими врачами за предшествующие века.
В 52 томах своего произведения он описал 1892 лекарственных средства, главным образом растительного
происхождения. Он дал не только описания растений, но и способы, время сбора, методы приготовления
и употребления растений для лечения.
Ли Ши-чжень постоянно изучал методы лечения народных врачей и вел усиленную борьбу, в частности,
против распространявшегося тогда "вечно живущего, лекарства" - таблеток, составленных из ртути и других ядовитых соединений.
   Многие лекарственные растения из китайской фитотерапии были заимствованы другими странами. Это относится к таким
растениям, как, например, женьшень, известный в Китае уже около 4 тысяч лет, китайский лимонник, эфедра, лакричный корень,
пустырник, шлемник, кровохлебка, лук, чеснок, ревень, заря, спаржа, астрагал, корица, камфора, имбирь, мускус, корка мандарина.
   Ряд растений, применяемых китайской фитотерапией, являются общими и для европейской: мать-и-мачеха - цвет и листья, п
одорожник большой - семена, ландыш майский - корень, чеснок - стебель, пустырник сибирский - трава, чернобыльник - трава,
шиповник - корень, ревень лекарственный - корень, лопух большой - семена, шалфей - корень и др.
   Издавна использовались растения для лечения и в Индии, растительный мир которой чрезвычайно богат и разнообразен.
   Древнейшей санкритской медицинской книгой Индии, составленной до новой эры, считается "Яджур-веда" ("Наука о жизни").
Книга эта несколько раз перерабатывалась и дополнялась. Наиболее известной переработкой является сочинение индийского врача Чарака
(I век н. э.), указавшего 500 лекарственных растений, и врача Сушрута, приведшего сведения о 700 лекарственных растениях.
Лечебные средства, упоминавшиеся в "Яджур-веда", до сих пор используются в индийской медицине и некоторые из них -
в медицине других стран.
   Чилибуха, например, давно значится во всех европейских фармакопеях. В XX веке введено в медицинскую практику чаульмугровое
масло, применяющееся в Индии тысячелетиями как специфическое средство при лечении проказы. Раувольфия, широко применяющаяся в
современной медицине для снижения артериального давления, известна индийцам с древности.
   Индийская медицина почти ничего не заимствовала из лекарственных растений других стран, располагая богатейшей собственной
лекарственной флорой, а вывоз в другие страны растительного лекарственного сырья производился еще в древности.
   Многочисленные лекарственные растения использовались и арабской медициной. Знания арабов о лечебных свойствах растений берут
свое начало от древнейшей цивилизации - народа Шумера, затем они пополнялись сведениями о растениях, заимствованных у других народов
Востока - Египта, Индии, Персии. В настоящее время по арабским и иностранным письменным источникам выявлено 476 видов растений,
применявшихся арабской медициной (многие из них произрастают в СССР).
   Тибетская медицина возникла примерно за 3000 лет до н. э. на основе еще более древней индийской медицины. Наиболее широко
распространена тибетская медицинская книга "Жуд-ши" ("Сущность целебного"), которая составлена на основе "Яджур-веда".
   Известный естествоиспытатель и путешественник Lourens Grin приводит интересные данные о народной медицине Африки.
Пользуются известностью африканские травы от головной боли, смола акации - гуммиарабик - как успокаивающее средство и другие
лекарственные растения.
   На африканских рынках продаются плоды кигелии - "колбасного дерева", напоминающие ливерную колбасу, из коры которых африканцы
готовят лекарство от ревматизма и от змеиных укусов. Корой, высушенной и размолотой в порошок, присыпают раны.
   Необходимо отметить тот факт, что в Африке очень редко встречается такое заболевание, как рак легкого.
   У нас эвкалипт называют "деревом-аптекой", в Африке таким деревом можно считать баобаб. Лекарствами, которые готовят из плодов,
листьев и коры баобаба, местные лекари лечат почти все болезни.
   Лекарственные растения использовались для лечения, как это теперь можно утверждать, всеми народами мира независимо от времени
и места их обитания. Этнографы, изучавшие быт отдельных племен Центральной и Южной Африки, аборигенов Австралии, индейцев Амазонки,
установили, что, по-видимому, не было на земле такого племени, которое, как бы примитивна ни была его общественная организация
и материальная культура, не знало бы лекарственных растений.
   На Руси лечением травами занимались ведуны, волхвы и знахари. Как правило, на Руси знания передавались
в устной традиции - "Зельники" и "Травники" долгое время запрещались Православной церковью. До нас все же дошли русский
лечебник "Мази", составленный внучкой Владимира Мономаха Добродеей - Зоей, "Изборник" великого князя
Святослава Ярославовича,
в котором приводилось описание лекарственных трав. С 12 века использовала Русь как лекарство полынь, крапиву, зверобой, мяту,
подорожник, рябину, кору дуба и др. (существовало 12 магических растений).
   Более широкий размах использование лекарственных трав
в России приняло в середине 17 в, когда царем Алексеем Михайловичем был создан специальный "Аптекарский приказ" ведавший
снабжением лекарственными травами не только царского двора, но и армии. Царь А.М. в 1650 г приказал стольнику Матошкину
высылать в купальскую ночь "искать серебряного цвету (полынь ?), мятной травы, дягилу (дудник?)", а незадолго до смерти
не шибко веря иностранным лекарям, приказал воеводам Сибири "собирать знахарей, узнавать от них травы, свойства их и
присылать самыя травы в Москву". В 1654 г в Москве была организована первая аптекарская школа. Были созданы "аптекарские
огороды" - сады для разведения лекарственных растений.
   В 19 в. использование растений в медицине сократилось в связи с
успехами химии и к концу столетия перешло в руки иностранных фирм. В Россию из-за границы стали ввозить лист мать-и-
мачехи, березовые почки и т.д. К лекарственным растениям обратились у нас в стране во время Великой Отечественной войны
и после войны они начали изучаться.
   Исторические данные свидетельствуют о том, что в деле заготовки, хранения и применения растений и других целебных средств
большую роль играли женщины. Так, например, свойства опия как успокаивающего средства, уксуса при простудных заболеваниях,
вареного лука при язвенных процессах впервые были подмечены женщинами.
Некоторые травки можно было использовать только для лечения, другие применялись еще и для создания сохранных амулетов, входили в состав
волшебных смесей. Среди множества трав каждый маг-травник мог найти нужную ему для конкретного дела.
А как выбрать из множества травок нужную, и что с нею делать потом - мы поговорим на следующих уроках.
|     |